Трамваи

Трамваи

Из города ушли трамваи

и спрятались в музей.

Я в выходной спешу к ним в гости,

чтоб повидать друзей.

Зелёный — малость помоложе —

сиденья в нём обиты кожей,

А красному сто лет в обед,

кондуктор в нём — в фуражке дед.

Он выдаст маленьким и взрослым

билеты радужных цветов,

и, если встретится счастливый,

я даже съесть его готов.

Я знаю, что я загадаю!

Верну на улицы трамваи.

Я очень люблю трамваи, это с детства ещё, когда мы возвращались с длинной прогулки домой с бабушкой и дедом в шумном качающемся вагончике с пластиковыми сиденьями, трамвай летел по тёмной улице, как фантастический аквариум, ну, или ракета, не меньше. Это было так здорово — все эти звуки, объявление остановок, скрип дверей при открывании, свист металла на поворотах — трамвай был как живой, куда интереснее автобуса и дружелюбнее поезда — потому что вот он весь перед тобой — всё видно, везде можно пройти и поглядеть, пересесть или стоять у заднего окна и смотреть, как серебряные рельсы убегают от тебя в летний вечер. А во время дождя трамваи замирали посреди улицы, которая превращалась в реку, мутный поток бежал мимо подножек вниз, вниз к реке, а дед подворачивал брюки, снимал сандалии и выносил нас по очереди из трамвая куда-нибудь повыше на крыльцо магазина под крышу или мы шли, держась за руки, по этой речной улице, и было жутко и весело, а раз у меня сандалик уплыл… или ждали внутри, пока не схлынет ливень, и можно будет ехать дальше. Без электричества трамвай цепенел и становился серым, так же как мутнеет пойманная и только что сверкавшая огнями рыба.

Когда появился стишок про трамваи, я ещё не знала, что не только я мечтаю об их возвращении на улицы города. А тут статья в NZHerald от 31 марта: оказывается уже вовсю кипит проект по устройству линий для лёгких поездов (или трамваев) в Окленде, начать планируют в течение следующих пары лет! Не секрет, что народу в городе всё больше и больше, а траффик на дорогах все хуже и хуже. Поэтому в ближайших планах прокладка трамвайной линии от Wynyard через Queen Street и Dominion Road и аж до аэропорта! Так что причина не романтика конечно, всё прозаичнее, но всё-таки интересно совпало.

Специалисты говорят, что современные поезда способны развивать скорость до 80 км/ч, а избавиться от воздушной контактной сети на некоторых участках можно благодаря тому, что питание будет подаваться через рельсы во время прохождения по ним трамвая, так что для пешеходов они будут безопасны. А воздушную сеть можно оставлять на станциях, где будет происходить прямая зарядка супер-конденсаторов.

За право строительства будут бороться французская и китайская компании (французы уже запускают подобную линию в Сиднее).

А пока что можно покататься на «старичках» в МОТАТ (музей транспорта)

Раньше такая возможность была ещё и в Wynyard на Auckland Dockline tram. Но теперь придётся подождать до конца 2019 года, как обещают на одноимённом сайте, а то и до 2021, когда в Окленде будет проходить America’s Cup; из-за буйного строительства в Виньярд трамваи пока не могут ездить: застройщики без конца пытаются вытеснить трамвайную линию, а в мэрии никак не могут решить — нужна ли городу такая дорогостоящая достопримечательность — рельсы-то разбабахали, а на восстановление требуются немалые средства. Однако есть люди, которым небезразлична судьба трамвайчиков в Виньярде, а при правильном подходе, говорят они, возможно даже получение прибыли для города от использования этой короткой туристической линии.

Квартал расположен на территории, где когда-то были доки, порт, а теперь там центральный жилой и бизнес квартал, который постоянно строится и обновляется вот уже несколько лет. Старинные трамвайчики, которые привезли из Сиднея и Мельбурна ездили раньше по недлинному круговому маршруту. В пути трамвай делает четыре остановки, пассажиры могли выйти, чтобы прогуляться, а потом дождаться трамвайчика и продолжить путь — билет действует весь день. Раньше приобрести билет можно было только за наличные — символические  два доллара, теперь защитники этой линии предлагают расширить охват потенциальных туристов, подключив эту линию к системе оплаты карточками AT HOP. Чем дело кончится пока непонятно…