Южный остров 2018. Начало.

Крайстчерч.

Прилетели уже в послеобеденное время. Нужно было получить кемпервен, закупить продуктов на несколько дней — до следующего крупного города с супермаркетом, а еще где-то покушать, потому что спиногрызы уже обнамекались.

Машину получили легко, но предсказуемо небыстро. От аэропорта минуты три ехали на бесплатном шаттле до пункта выдачи. Там подали документы и стали ждать. Народу много — кто-то сдает машины, бедняги, кто-то получает. Эх, предвкушение — чудесная штука.

В пункте выдачи можно попить кофе, погрызть ужасных печенек, закупить сувениров по кусачим ценам. Можно, но это уже для профессионалов, видимо, докупить недостающие штуки для кемпера — посуда, освещение, сушилки и еще много всего нужного.

Нам ничего, кроме машины не надо было, поэтому просто ждали. Дети смотрели увлекательнейший ролик про устройство кемпервена на английском, а потом, поскольку ключей нам еще не дали, и на немецком языке. Как оказалось, не зря смотрели, потом было легче найти нужные кнопочки и лючки на этой махине впоследствии.

В конце концов заканчивается все… терпение закончилось одновременно с немецкой версией инструкции к авто и временем ожидания. Ключи наши!

Дружелюбный дядечка проводил нас к нашему «домику», провел экскурсию, получил с нас подписи в нужных местах и все — можно отправляться.

Кресла для детей арендовали тут же заранее, так что свои тащить не пришлось, все уже было. Просто установили их в нужные места.

На будущее. Чемодан, в который помещается все, это неудобно, к сожалению. Потому что шкафчики в машине небольшие по объему. В связи с чем сначала долго думали, куда его бедного запихать, потом поселили под обеденным столом. Откуда он пытался выехать на резких поворотах. В следующий раз будем брать пару спортивных сумок наверное — из них можно все повытащить и попрятать по шкафчикам-полочкам.

Мест для хранения много. Полки по всему периметру машины, плюс есть «гардероб», он настолько скромен по размерам, что взят в кавычки. С помощью небольших усилий в него влезло две взрослые куртки и пара детских. Все. Место закончилось.

Для размещения еды был холодильник. Маленький, да удаленький, а также полочки над плитой и под ней. Особенно удобной была выдвижная нижняя секция, очень вместительная.

Рядом плита на четыре конфорки, духовочка-гриль — очень худенькая — для плоской еды. Все на газу.

автодом внутри

Раковина-мойка со складным краном — на ходу все закрыто. Моющее средство, губка, перчатки, веревка для сушки белья и полотенчики прилагаются. Необходимая посуда тоже: чашки, тарелки, стаканы, три разноразмерных сотейника, сковорода, кухонные и обеденные приборы. Были еще электроприборы — чайник, тостер и микроволновка, но мы ими не воспользовались, поскольку в электрифицированном лагере останавливались всего раз. А чай кипятили в обычном наплитном чайнике, тоже местном. Так что кухня отлично оборудованная, все что надо есть.
автодом внутри

Спальных мест было аж три. Одно наверху — над кабиной, два внизу — из разряда «брюки превращаются… превращаются брюки…» — их нужно было мастерить из обеденных столов и подушек. В результате пользовались вторым этажом и дальним спальним местом в конце салона, чтобы обеденный стол посередке всегда был наготове. Самым удобным оказалось место над кабиной — тепло, просторно, главное не падать оттуда. Но там сетка есть для безопасности. Кроме того там не чувствуется, что место для сна составное, части тела не проваливаются между разъезжающимися подушками. Летом может быть там и жарко, а зимой в самый раз. Нижнее спальное место было в форме неправильной трапеции, все из подушек-сидушек, то же мне конструктор… плюс рядом жужжал холодильник в дуэте с печкой. На ночь включали дизельный обогреватель — холодно все-таки.

Душ и туалет были даже просторные.

Обычно душ расположен прямо над унитазом, что просто ужас-ужас ))) А здесь он был отдельно, даже дверкой пластиковой можно было прикрыться, чтобы брызги не летели. Маленькая раковинка и пара шкафчиков.

В общем — номер люкс. Да, прогревалось все это счастье печкой замечательно, так что утром идти в кабинет задумчивости было одно удовольствие.

Постельное белье и полотенца, а также пледы флисовые лежали в пакетах на верхнем этаже. Белье не противное — видимо хлопок в составе все-таки был, полотенца хорошие, подушки удобные.

Все проверили, разместились и поехали искать еду. Сначала перекус, потом припасы в дорогу.

Воду тоже решили купить, потому что хоть из крана и течет условно чистая вода, но лучше перестраховаться.

Еще на этапе планирования маршрута отметили на карте все точки, где можно слить грязную воду и залить чистую. А также супермаркеты.

Питаться решили в основном приготовленным в доме, а шик в кафешках оставить на тот случай, если наэкономим на это.

Но сейчас был особый случай — младшее поколение подвывало и требовало обеда. Поэтому отправились в заранее найденный общепит рядом с магазинами, чтоб два раза не вставать.

Кафе SupremSuprem небольшое заведение, где можно поесть или просто попить кофе или чая. Чай, кстати, на удивление и радость, заваривают не из пакетиков, а как положено — заварка в чайничке. Порции еды довольно приличные, в нас даже не все поместилось, девочки нам потом с собой запаковали остатки. Еда вкусная, но выбор ограничен парой-тройкой блюд, причем завтраки чуть более щедрые, чем ланч, так что вообще не то место, где надо отмечать юбилей или барышню выгуливать. Цены не запредельные, но как почти везде и не низкие. В общем разок можно посидеть при необходимости срочного перекуса.

Поевшие дети стали дружелюбными и вменяемыми, и можно было идти в магазин. Доказано: сытые люди покупают еды раза в два меньше, чем голодные. Так и получилось — купили только то, что было нужно. В конце пути окажется, что и того много. Перед сдачей машины делали уборку, стали думать, куда девать остатки съестного. О том, чтобы выбросить, даже речь не шла, а искать церковь, чтобы сдать как пожертвование, не было времени. Можно было сдать остатки круп и подобное непортящееся прямо в пункте сдачи машин, а скоропортящееся куда девать? Выручил случай: рядом приводили в порядок свой фургончик ребята-французы. Они в пути уже полгода, и видно, что не шикуют особо. Предлагать им еду было очень смутительным, но верным шагом. Студенты обрадовались и взяли все. А нам не пришлось тащить лишнюю сумку в самолет. Вот и славно.

Смеркалось. Нет правда, пока прособирались, поели, закупились — уже и вечер. К тому же погода случилась непутешественная совсем… Дождь лил весь день. Серо, промозгло, холодно. Впереди Артур Пасс — весь в пелене. Первая ночевка планировалась на подъезде к Артуру в бесплатном кемпе, то есть это будет поляна без признаков жизни и цивилизации, что хорошо наверное, но втакую погоду уныло. Ой, вспомнилось. Мне как-то в юности попалась книжка, название которой, я по малограмотности прочитала как Жизнь сера. Вот, думаю, тоска-то какая, наверное. Зачем вообще такие унылые романы писать? Оказалось, что это Жизнь Сёра, и, хотя у него не все складно было по жизни, но не серо, это уж точно.

Так вот, у нас в результате тоже неплохо все сложилось, хоть и не без мелких неприятностей, вроде мокрых ног и не солнечных снимков.

Почти два часа в пути под дождем, и тут младшенький спрашивает: «Мама, а где все люди?» — решил что едем в автобусе, а почему-то не входит и не выходит никто. Особенности поездки в большой машине. Кстати, спасение в плохую погоду — куча мест, где полазить, посидеть, поиграть. Игры брали с собой небольшие настольные — очень выручают. Плюс ноутбук со сказками и уж совсем на случай атомной войны — с мультиками. А вообще, давно я столько не пела по заявкам дорогих радиослушателей…

Уже в полном мраке по навигатору отыскали место для ночевки. Увы и ах, оказалось, что в связи с дождями кепинг закрыт — рядом река — как бы всех не посмывало. Поехали к следующему. Вокруг горы, дождь стеной, темнотища. В свете фар потыкались по поляне и решили все — это здесь, останавливаемся и готовимся к ночлегу.

Утром было забавно. Наш кемпер был как прыщ на ровном месте — посреди огромной, очень мокрой равнины у подножия гор. Дети открыли шторки и завопили: «Снег!» Снежку действительно немного было — далеко-далеко на верхушках приоткрывшихся гор. Скоро опять все заволокло низкими серыми тучами и пошел дождь. Здорово… путешествуем… Весной или летом тут наверное машину приткнуть некуда, а сейчас мы одни.

Место, где мне очень хотелось погулять и наснимать множество чудесных фотографий, мы проехали из-за непогоды еще вечером. Смысла там оставаться не было никакого. Но я про него все равно напишу и буду сильно-сильно про него мечтать. Это Castle hill basin. Эта живописная карстовая местность находится примерно в 90 км на северо-запад от Крайсчерч. Здесь из под зеленых склонов словно выросли гигантские известняковые глыбы, возраст которых около 30-40 миллионов лет, то есть это еще Олигоцен — время, когда Новая Зеландия спокойно дремала под океаном. Кроме того тут еще сохранились наскальные рисунки пятисолетней давности. Территория Castle Hill — заповедник, так что с собаками, велосипедами и дронами (ставшими уже вездесущими) сюда нельзя. Хотя конечно с воздуха виды тоже были бы впечатляющими…

Территория вокруг заповедника огромная, поэтому придумать, чем тут заняться легко. В подходящий сезон сюда приезжают горнолыжники, маунтинбайкеры, альпинисты, рыбаки и хайкеры, ходоки то есть — тут есть большой пеший трек по лесу. Спелеологам тоже есть, куда забраться. Причем они тоже от погоды зависят, как не удивительно. Потому что пещера, куда я как раз и стремилась, безопасна для посещения в сухую погоду, поскольку по ней идет русло местной речки, соответственно в дожди там все вспухает, и лучше не лазить. Перед тем, как заходить, нужно проверить, как выглядит речка — если вода высокая, взболомученная или пенная, то, соответственно, прогулка откладывается. Еще советуют смотреть на наличие снега в горах — если есть, значит температура воды близка к нулю, что тоже не здорово, особенно учитывая, что местами в ней придется идти по пояс.

Протяженность маршрута по пещере 594 метра. Нужно учитывать сезон и погоду, иметь при себе правильную экипировку — лучше всего ветсьют и устойчивая обувь для воды (не ласты). Еще будет нелишним налобный фонарик, а в идеале два — про запас, поскольку освещения в пещере нет, а руки должны быть свободными. Еще нужны батарейки или аккумуляторы. На официальном сайте советуют иметь шапку, шлем и перчатки даже если на дворе лето. Ну и сменку конечно, чтобы на выходе обсушиться и согреться.

При этом маршрут относится к супер-легким, продолжительность около часа. Детей маленьких, однако, просят с собой не брать. Идти лучше в компании, конечно, и по уже проторенным дорожкам, поскольку известняк порода неустойчивая, и свалиться куда-нибудь по дурости или камнем по каске схлопотать можно.

Вот туда я и хочу. Дело за малым — надо лето с хорошей погодой и мешок денег. Всего и делов…

Ну а теперь про то, где мы были.

 

Артурс-Пасс (Arthur’s Pass)

Утром быстро позавтракали, поехали к Артурс Пассу. Дождь не переставал, но вид за окном от этого был не хуже. Отовсюду со склонов бежали ручейки, речки и водопады. Ни на один трек мы попасть не могли, к сожалению. Хорошо, что поездку планировали довольно гибко, учитывая изменчивость погоды, особенно в горах, поэтому решили не огорчаться, посмотреть что сможем — здесь из окна, а при улучшении погоды — побродив по окрестностям.

Артурс-Пасс
Мы все-таки останавливались в деревне в инфо-центре и на паре видовых площадок, где нас чуть не сдуло. Ледяной дождь сек почти горизонтально. И все-таки мы увидели там еще одно живое существо — кеа. Он был мокрый и решительный. Но кормить птиц запрещено, поэтому обиженный птиц ушел в кусты, которые совершенно не спасали его от сырости и ветра.

Кеа чудесно красивые, а по словам специалистов еще и удивительно умные. Собственно развитый интеллект — причина их не кормить. Эти ребята быстро соображают, что можно питаться за счет туристов, но, во-первых, качество еды сомнительное, во-вторых — появляются дурные привычки: если перестают угощать, птицы начинают сами раздобывать себе еду — из машин и рюкзаков. Короче сплошная порча имущества и обоюдные огрочения.


Почему запрет на кормление нарушают, понятно — птицы эти ну очень обаятельные, сложно удержаться и не угостить. Но мы были стойкими, наш парень ушел ни с чем. И это правильно.

Сделали классический кадр с виадуком и поехали дальше.

виадук Артурс-Пасс

Выходит, что первая часть нашего маршрута буквально в пролете. Ничего не поделаешь. Места очень красивые, несомненно стоят отдельного запланированного посещения. Разнообразие маршрутов на Артур Пассе от легких — с малышами, до супер-сложных для профессиональных туристов — на несколько дней с ночевками в хатах. Люблю это слово — hutt — это избушка-сарайка для ночевки на маршруте.

К вечеру выехали на западное побережье. На океане шторм. Дождь все идет. Правда из ливня превратился во что-то противно-моросящее.

Нашли dump station,  место, где можно слить грязищу и заправиться водой. Станция у дороги прямо на берегу. У обочины ходят черные лебеди. Одна птица сидела на лохматом каком-то гнезде сооруженном из травы и больше похожем на плоскую кочку, пока соседи прогуливались парами или плавали в небольшом искусственном водоеме (похоже было на водоочитстное что-то). А за невысокой дюной уже пляж и рокочущий океан.

Скоро лебеди надоело сидение, а может она точно знала время, в любом случае она неожиданно поднялась с гнезда, где лежало три серовато-зеленых яйца, оглядела их и начала аккуратно переворачивать клювом. Процедура жизненно важная для малявок — если яйцо время от времени не переворачивать, оно будет неравномерно прогреваться. Перевернув всех, устроилась снова. А у других птиц уже ходили следом пуховочки еле видные за травой.

Двинулись дальше. Изначально планировалось повернуть направо к Блинчиковым скалам, но их опять отодвинул от нас дождь, поехали налево в сторону Хокитика (Hokitika), заправиться и искать место для ночевки. Рядом с Хокитика есть место West coast treetop walk.  Дорожки-мостики между деревьев и смотровая площадка на высоте 40 метров. (Нечто похожее есть на Северном острове в Роторуа — Redwoods tree walk; там есть дневные и вечерние прогулки с красиво подсвеченным лесом).

Сам городок рассчитан на проезжающих мимо туристов. Есть стеклодувная мастерская, несколько мастерских, где режут по green stone. Множество ювелирных и антикварных лавочек. Золото у ювелиров местное — предмет гордости. В одной мастерской видели украшения из самородного необработанного золота — очень необычные, на любителя. Ну и цены тоже конечно на любителя (а лучше на профессионала)

Все также под дождем нашли себе ночлег примерно в часе езды от города. В кемпе был цивилизованный туалет и душ. Подключения к электричеству не было. Лишний раз порадовались, что нам не надо по сырости этой возиться с палаткой. Система оплаты, а кемпинг был платный, очень занятная — только наличными, в конвертик. И да, джентельменам здесь верят на слово.

Ночью дождь перестал. Тишина стояла необыкновенная. Утром проснулись в облаке, которое за время завтрака уползло вдоль по реке и растаяло, открыв горы на фоне голубого неба. Вершины были в снегу. Нам туда — на ледники Франца Иосифа и Фокс.

Новая зеландия